0 800 307 555
0 800 307 555

Как финтех-проекту найти свою нишу и не потеряться среди конкурентов

История создания платежного сервиса FinPay

Украинский финансовый сектор считается одним из самых удобных, технологичных и конкурентных в Европе. Оставляет ли это место для создания новых интересных проектов? Разбираемся на примере создания платежного сервиса FinPay.
Оглавление

Источник фото: FinPay

Теория двух океанов

В бизнес-среде широко распространена стратегия «голубого океана». Основная идея заключается в поиске свободных ниш, где можно работать фактически без конкурентов, ведь они еще не открыли для себя это направление.

Существует и альтернативный подход — менее известная стратегия «красного океана». То есть выход на рынок, который уже заполнен конкурентами, и найти свое место на нем непросто.

Именно «красным океаном» в 2021 году могла казаться сфера онлайн-платежей. В Украине уже активно работало большое количество интернет-магазинов, а банки и финансовые компании обеспечивали платежи для них.

Найти место в «красном океане»

Возможность проще зайти в направление для новых компаний появилась благодаря закону «О платежных услугах», который был принят в июне прошлого года. Закон имплементировал основные принципы второй платежной директивы ЕС (PSD2). Инициированные в Евросоюзе правила предусматривали, что банки обязаны предоставлять третьим лицам финансовую информацию о клиенте и списывать деньги с его счета даже без заключения договора, если этого желает сам клиент.

Иными словами, это существенно упростило доступ финансовых компаний к рынку платежей, ведь теперь больше власти получили клиенты банков, которые держали средства на счетах, но получили возможность более активно использовать финтех-стартапы в повседневной финансовой активности.

Принятие изменений послужило толчком для развития финтех-сервисов как в Европе, так и в Украине. Как вспоминает основатель FinPay Константин Петренко, идея создания компании, которая будет заниматься обработкой онлайн-платежей, возникла именно на фоне этой реформы законодательства, а на рынок новый сервис выходил практически параллельно с имплементацией PSD2.

«На высококонкурентном рынке нашей целью стал поиск новых, нестандартных подходов к предоставлению платежных услуг и реализация новых решений», — рассказывает Константин.

Когда сложное время — не приговор

Начало работы FinPay совпало не только с реформой рынка платежей, но и с началом пандемии COVID-19. «Это усложнило рост компании и поиск новых клиентов. Нам пришлось менять управленческий подход, переходить на формат удаленной работы», — говорит директор FinPay Алина Святная. Но, несмотря на это, работа молодой компании продолжалась, а клиенты получали качественные услуги.

Только пандемия начала подходить к концу, как FinPay ждало новое испытание — полномасштабное российское вторжение. «Мы продолжили работать, потому что видели в этом свой вклад в стабильность экономики и финансовой системы Украины», — рассказывает о том периоде директор FinPay.

Несмотря на испытание войной, компании удалось сохранить весь штат и продолжать выплачивать заработную плату. Благодаря же слаженной работе команда FinPay продолжает и сейчас крепко стоять на ногах и развивается.

Как сделать привычный продукт новым

Когда FinPay выходила на рынок, процессинг онлайн-платежей работал во множестве интернет-магазинов. Как компании удалось найти клиентов, да еще в такой сложный период?

Сработала ставка на индивидуальный подход и клиентоориентированность. «Мы заинтересованы в развитии бизнесов наших клиентов и работаем совместно», — подчеркивает Алина Святная.

Среди особенностей сервиса FinPay — возможность создания брендированного платежного интерфейса в стиле каждого отдельного сайта, что повышает доверие клиентов и обеспечивает более высокие продажи.

Удобный кабинет позволяет легко просматривать аналитику платежей, формировать отчеты. Платежный сервис также предоставляет клиентам детальную аналитику показателей оборота, позволяет отслеживать, какая конверсия на сайте, какая доля платежей успешная и т. д. Кроме того, для платежей разработана разумная маршрутизация, что необходимо для их максимального успеха.

Для многих клиентов особенно важно простое подключение сервиса. FinPay позволяет это сделать без продолжительных переговоров и подписания договоров. Получение платежей можно настроить на сайте через API. FinPay контролирует работу сервиса на каждом этапе, что позволяет клиентам экономить на привлечении своих специалистов.

Особое место для компании занимает безопасность денежных переводов. «Вся наша деятельность происходит по очень строгим принципам и протоколам безопасности, в соответствии со всеми правилами, принятыми НБУ и платежными системами», — рассказывает Алина Святная.

Таким образом, начиная работу в «красном океане», FinPay в значительной степени делала то же, что и конкуренты, — обеспечивала проведение платежей, но готовность подстраиваться под требования клиентов и максимальная простота сервиса позволили занять свое место в этом секторе.

Найти «голубой океан»

В 2022 году Нацбанк разрешил финучреждениям выпускать собственные платежные карты, до этого это могли делать только банки. Пока что немногие финкомпании воспользовались этой возможностью, но в FinPay признаются, что готовятся к выходу на новый для себя рынок.

«В Украине этот рынок не охвачен, как, например, в Европе, где большее количество платежных карт населения выдано именно финансовыми компаниями. У реализованных на данный момент кейсов узкая специфика, они покрывают не все потребности граждан и не решают запрос клиентов-юридических лиц», — объясняет Константин Петренко.

Идея компании состоит в том, чтобы сделать открытие платежной карты легким и приятным, что будет происходить всего в несколько кликов. Кроме этого, владельцы таких карт должны получать выгоду от коллаборации таких сервисов с другими финучреждениями. К примеру, кредитными и страховыми компаниями, ломбардами и т. д. Такое сотрудничество будет обеспечивать привилегии и бонусы для владельцев карт.

В подготовке к выходу на рынок карт FinPay сотрудничает с компанией «Прокард», которая предоставляет услуги процессинга в Украине и многих странах мира. Последняя входит в реестр технологических операторов НБУ, что является одним из требований оператора для эмиссии карт .

В этом году основатель FinPay Константин Петренко стал владельцем «Прокард». После этого усилился руководящий состав компании. В частности, директором по маркетингу стал Михаил Яковенко, зашли другие специалисты. Это должно обеспечить ускорение роста показателей работы компании, которые до этого шли вверх. В частности, если в 2021 году доход «Прокард» составлял 31 млн грн, то в 2023 году — уже 78 млн грн.

Основное направление работы «Прокард» — третьесторонний процессор для международных платежных систем Visa, MasterCard и Unionpay International. Иными словами, компания способствует электронному переводу средств между продавцом и владельцем карты.

Занять место на этом рынке «Прокард» помогает использование современных технологий — все сервисы процессора расположены в облаке AWS. Также ежегодно компания подтверждает свое соответствие требованиям информационной безопасности PCI DSS.

«Сотрудничество с „Прокард“ обеспечивает сильную технологическую базу, которая дает конкурентное преимущество в качестве и скорости проведения платежей и осуществления эмиссии карт в будущем», — отмечает Петренко.

Деятельность компаний по эмиссии карт должна обеспечить пользователю новый лучший опыт и таким образом фактически переоткрыть уже существующий рынок, привлекая современные технологии и подходы.

«Несмотря на тяжелые для государства времена, мы можем наблюдать и прогнозировать будущее развитие платежного рынка Украины, который и в дальнейшем будет лидером среди Европейских рынков. И наши компании внесут в это свой весомый вклад», — резюмирует Константин Петренко.