Как изменялись расходы на оборону за годы независимости Украины
Сколько крали, и как это лучше контролировать
После этого расходы на оборону резко увеличили – до 5% от ВВП – но этого было недостаточно в условиях войны, пусть и невысокой интенсивности, особенно учитывая, что армию и другие сектора обороны приходилось фактически строить с нуля.
В 2022 году ситуация еще раз изменилась, на этот раз куда более кардинально, чем в 2014-м – затраты на оборону стали вопросом выживания государства и существования украинцев как нации.
Перед тем как исследовать, как изменялись расходы на оборону Украины на протяжени лет Независимости, стоит отметить, что в мирных условиях для поддержания достаточного уровня обороноспособности нормальными считаются расходы в 2-3% от ВВП. По крайней мере, такого стандарта стремятся (не всегда успешно) придерживаться страны НАТО.
Поэтому стоит измерять деньги, которые тратила Украина на свою оборону, не в абсолютных цифрах, а именно в процентах от ВВП.
Также стоит отметить, что уровень в 2-3% от ВВП достаточный, если страна не ведет войну и не строит собственную армию с нуля – в таком случае цена вопроса растет в разы.
Еще больше информации на актуальные темы – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.
Итак, Украина встретила свою Независимость с огромным наследством, доставшимся ей от СССР – около миллиона военнослужащих и огромные запасы техники и амуниции.
Так, например, снарядов в арсеналах, оставшихся на территории Украины в 1991 году, было достаточно для ведения войны бывшей Советской армии против стран НАТО в течение нескольких лет интенсивных боев.
Однако на фоне коллапса экономики эти красивые цифры ничего не значили. В новых условиях Украина стала как сокращать саму армию, так и расходы на оборону.
Некоторые попытки возродить армию были разве что при раннем Ющенко, который пытался подтянуть ее к стандартам НАТО, но при Януковиче наступил полный разгром.
Что касается расходов, то «Слово и Дело» некоторое время назад сделало инфографику, прекрасно демонстрирующую происходящее с сектором обороны Украины с 1996 по 2023 год.
Таким образом, если в 1996 году расходы составляли 1,4 млрд грн, то в 2023 году в бюджет заложили 1,2 трлн грн, а по факту они достигли почти двух триллионов.
Как видно из графика, расходы на оборону фактически не изменялись с 1996 по 2001 год, однако следует учитывать, что в 1996 году курс доллара составлял 1,7 гривны, а в 2001-м он вырос вдвое.
Кстати, ранее мы исследовали, как менялся курс доллара в Украине в 1996-2022 годах.
То есть фактически, несмотря на кажущийся рост, расходы на оборону уменьшались. Поэтому лучше их соотносить с размером ВВП – так будет корректнее.
Как свидетельствуют данные разных исследований, с 1992 года, когда расходы на оборону составляли 2,1% ВВП, цифра расходов медленно, но постоянно снижалась.
В 2009 году она достигла 1% от ВВП и держалась на этом уровне до 2014 года, когда война заставила пересмотреть отношение к армии и обороне.
В 2021 году доля расходов на оборону составила 3,2% от ВВП (против 5,4% в 2020-м). Однако уже следующий, 2022-й, показал, что тезис об асфальте на дорогах вместо армии был провальным, и, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), военные расходы Украины достигли 34% от ВВП – 44 млрд долл., то есть за год они выросли на 640%.
Параллельно с этими процессами происходило как сокращение армии и других вооруженных формирований (Нацгвардия, пограничные войска, флот и т.д.), так и распродажа «избыточного военного имущества» и его хищение, которое во времена Януковича достигло своего пика.
В то же время следует учитывать, что красть из оборонки стали еще при Кучме, и не стоит во всем винить одного «Батю» – при нем этот процесс просто достиг своего логического завершения.
К концу 2013 года в Украине численность армии достигла своего «дна» и составила около 120 тысяч военных, а призыв на срочную службу вообще был отменен.
Одновременно с этими фантастическими процессами шло сокращение количества вооружений и амуниции.
Количество танков, бронетехники и самолетов |
|||
Год |
Танки |
Бронемашины |
Самолеты |
1991 |
~ 9 тыс. |
11 тыс. |
1,5 тыс. |
1994 |
~ 4 тыс. |
8,5 тыс. |
1 тыс. |
2006 |
~ 3,8 тыс. |
~ 5,3 тыс. |
~ 350 |
2011 |
~ 3 тыс. |
~ 4,7 тыс. |
~ 300 |
2014 |
~ 2,4 тыс. |
~ 2,5 тыс. |
~ 220 |
2021 |
~ 2,1 тыс. |
~ 3 тыс. |
~ 120 |
Источник: РБК-Украина
По очень приблизительным оценкам, за 2005-2014 годы было распродано военное имущество на почти 3 млрд грн. И цены эти были явно занижены, поскольку чиновники, продававшие имущество, часто предпочитали положить разницу между реальной ценой и официальной себе в карман.
О явной условности этой цифры свидетельствует хотя бы то, что среди этого «избыточного имущества» было 832 танка, 202 самолета, 232 вертолета и около 28,5 тысячи единиц ракетно-артиллерийского вооружения. Так что цифра в три миллиарда ничего не отражает, даже с учетом курса доллара.
Однако этими крупными торгами дело не ограничилось – под предлогом продажи «избыточного имущества» Минобороны лишилось сотен предприятий ВПК, тысяч гектаров земли и огромной инфраструктуры, которая все это обслуживала.
Примеров – тысячи. Кроме того, не стоит забывать о взрывах на арсеналах, которые списывали на попытки скрыть кражи. Однако, как оказалось после 2022 года, это были и диверсии россиян, которые уничтожили львиную долю запасов наших артиллерийских снарядов.
Рецепт здесь, по сути, один – прозрачность и общественный контроль. Хотя в Минобороны еще во времена Резникова (покупавшего яйца по 17 гривен за штуку. – Авт.) заявляли о «перезагрузке антикоррупционного управления» и «поиске кадров» для него. На самом деле это лишь громкие заявления. Несмотря на то, что большинство расходов министерства обороны действительно секретные, однако не стоит изобретать велосипед – есть опыт стран НАТО, куда мы якобы стремимся, поэтому стоит присмотреться к нему.
Кроме внутреннего аудита министерства, нужно прежде всего довести до логического завершения реформу правоохранительных органов и, что кажется самым главным, – судебной системы. Ведь основой любой устойчивой демократии, а это большинство стран НАТО, является независимая судебная система и независимые правоохранительные органы.
Поэтому, и это очевидно, сколько антикоррупционных органов не было бы создано в системе самого Минобороны, они не смогут поставить надежный барьер на пути краж и коррупционных схем.
Кроме того, следует учитывать, что расходы на оборону – это не только Минобороны. Коррупционная составляющая часто закладывается еще в момент принятия Государственного бюджета, который планирует и распределение средств на оборону страны. Поэтому рецепт лишь один – неотвратимость наказания за преступление, которое могут обеспечить исключительно независимые правоохранительные органы и независимая судебная система, которых в Украине пока нет.