0 800 307 555
0 800 307 555

Валютная либерализация в Украине: что изменилось

И чего стоит ждать в будущем

Путь Украины к экономическим реформам был отмечен рядом переходов. Либерализация иностранной валюты выделяется как ключевой аспект интеграции страны в мировую экономику. Также валютная либерализация является одним из ключевых аспектов экономических реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и привлечение инвестиций в страну.
Оглавление

В контексте Украины рассказать есть о чем, ведь недавно Национальный банк внедрил крупнейший пакет смягчения валютных ограничений для предприятий с начала полномасштабной войны.

Независимость, война и ограничения

Валютная либерализация — это процесс постепенного устранения или ослабления ограничений на регулируемые государством операции с иностранной валютой и введение рыночных механизмов валютного курса. Такие шаги часто подразумевают дерегуляцию валютного рынка, позволяя рыночным силам определять обменные курсы и смягчающие ограничения на движение капитала.

Для нашего государства либерализация иностранной валюты была важным аспектом экономических реформ, направленных на интеграцию в мировую экономику. Исторически валютное регулирование Украины прошло несколько этапов развития. Этот путь начался еще в 1990-х годах после обретения независимости.

Во время распада Советского Союза Украина унаследовала жестко регулируемую экономику, включая жесткий валютный контроль. В первые годы независимости были введены управляемые обменные курсы и ограничена конвертируемость украинской гривны.

Однако в последующие годы наблюдалось постепенное смещение в сторону большей либерализации валютного рынка, что было вызвано стремлением страны к европейской интеграции и увеличением иностранных инвестиций. Принятие Закона о валютном регулировании и контроле 1993 года заложило основу для дальнейшей либерализации, позволив развитие более гибкого и прозрачного валютного рынка.

Но особенно тяжелую турбулентность украинская экономика испытала в 2014-2015 годах, после вторжения российских войск на Восток страны. Усилилась эта турбулентность и в 2022 году, после начала полномасштабной войны.

24 февраля 2022 года, в первый день полномасштабного вторжения россии в Украину, Национальный банк Украины принял важнейшее по своей сути Постановление No18 «О работе банковской системы в период введения военного положения», которым существенно ограничил многие операции в банковской системе и на валютном рынке страны. Целью этого непростого решения было сохранить украинскую банковскую систему и национальную валюту – гривну.

В то время ограничение операций было единственным правильным решением, однако оно не могло продолжаться до бесконечности.

Подобно тому, как человек задыхается без воздуха, так и украинская экономика в условиях многих ограничений стала сворачиваться, не имея возможности поддерживать нормальное функционирование. Поэтому Национальный банк начал постепенное ослабление введенных им ранее ограничений. В этом заключалась суть валютной либерализации.

Так, 2 октября 2023 года он перешел от режима жесткого фиксированного официального курса к режиму «управляемой гибкости», когда официальный курс гривны определялся на основании результатов торгов на межбанковском валютном рынке. Кроме того, периодически НБУ отменял (упрощал) те или иные требования, прекрасно понимая, что каждая отмена приведет к росту спроса на иностранную валюту и потенциального увеличения оттока валюты из страны.

Самое сильное смягчение за время полномасштабного вторжения

На днях Национальный банк Украины объявил о крупнейшем пакете смягчения валютных ограничений с начала полномасштабной войны. Он направлен на облегчение условий бизнеса в стране, расширение его на новые рынки и поддержку восстановления экономики, а также на привлечение новых инвестиций. Изменения будут касаться нескольких направлений, и большинство из них вступили в силу с 4 мая 2024 года, а возможность репатриировать «новые» дивиденды заработает с 13 мая 2024 года. Если останавливаться подробнее:

1. Отменяются все ограничения для импорта работ и услуг.

НБУ обеспечивает возможность бизнеса покупать и переводить иностранную валюту за рубеж для проведения операций по импорту работ и услуг.

Кроме того, НБУ обеспечил возможность бизнеса покупать валюту и переводить средства за рубеж для оплаты аэропортовых и портовых сборов, штрафов, а также членских взносов. Это связано с тем, что вышеупомянутое постановление Правительства Украины также частично содержит соответствующие операции.

2. Обеспечена возможность бизнеса репатриировать «новые» дивиденды.

Предприятия смогут репатриировать дивиденды по корпоративным правам или акциям за рубеж, начисленным по результатам деятельности за период, начинающийся с 1 января 2024 года. Это смягчение не касается выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли за предыдущие периоды или резервного капитала.

Чтобы минимизировать риски для макрофинансовой стабильности, Национальный банк установил ежемесячный лимит для репатриации новых дивидендов на уровне 1 млн евро в эквиваленте.

3. Предоставлена возможность переводить средства за рубеж по лизингу/аренде.

Юридические лица и физические лица-предприниматели получат возможность переводить средства за рубеж для расчетов по договорам лизинга/аренды без дополнительных ограничений относительно предмета лизинга/аренды, а также по дате заключения договора. Ранее такое разрешение распространялось только на лизинг/аренду транспортных средств.

4. Смягчаются ограничения по части погашения «новых» внешних кредитов.

НБУ упрощает условия для покупки валюты резидентами с целью обслуживания и возврата новых внешних кредитов, средства по которым поступают в иностранной валюте из-за рубежа после 20 июня 2023 года на счета заемщиков в украинских банках.

В частности, с трех до одного года уменьшается минимальный срок пользования «новым» кредитом, при достижении которого разрешается покупать иностранную валюту для погашения такого кредита.

Соответственно, запрет покупать валюту для погашения «новых» кредитов будет применяться исключительно для погашения краткосрочных кредитов сроком до одного года.

Кроме того, НБУ разрешит бизнесу покупать иностранную валюту для уплаты процентов по «новым» кредитам вне зависимости от срока пользования кредитом.

5. Предоставлена возможность погашать проценты по «старым» внешним кредитам.

Резиденты-заемщики смогут переводить средства за рубеж для оплаты процентных платежей по «старым» внешним кредитам, которые в соответствии с условиями кредитного договора подлежат уплате в период с 24 февраля 2022 года.

В рамках одного договора для просроченных (по состоянию на 1 мая 2024 года) процентных платежей предоставлена возможность переводить не более 1 млн евро в эквиваленте за один календарный квартал. В то же время, это ограничение не будет применяться к будущим плановым процентным платежам.

Для защиты макрофинансовой стабильности предусмотрены дополнительные условия для проведения следующих операций:

  • отсутствие просроченной задолженности по соответствующему кредитному договору по состоянию на 24 февраля 2022 года;
  • запрещено осуществлять покупку и перевод средств за счет кредитов или займов, полученных от резидентов;
  • не предусмотрено досрочное исполнение платежей или реструктуризация просроченных платежей.

6. Смягчаются ограничения в части перевода иностранной валюты от представительств в пользу своих материнских компаний.

НБУ разрешит представительствам международных карточных платежных систем и иностранных авиакомпаний покупать и переводить иностранную валюту за рубеж на счет нерезидента юридического лица, интересы которых эти представительства представляют в Украине.

Ежемесячный лимит для проведения таких операций (одним представительством одной компании) установлен на уровне 5 млн евро в эквиваленте.

Такие изменения, в частности, должны способствовать дальнейшему развитию безналичных расчетов в Украине.

***

Принятое 3 мая 2024 года Постановление N56 ознаменовало новый этап валютной либерализации, которая существенно упростила ведение бизнеса в Украине, в частности, привлечение новых инвестиций, что критически важно в условиях продолжающейся войны.

Правда, следует отдавать себе отчет, что такие послабления несут в себе риски увеличения оттока капитала из Украины. Поэтому по некоторым направлениям НБУ установил жесткие ежемесячные лимиты, которые регламентируют размер заявок на покупку и выведение за рубеж.

В текущих условиях подобные послабления неизбежно вызовут рост спроса на безналичную валюту на межбанковском валютном рынке и в случае наложения неблагоприятных факторов могут способствовать возобновлению ослабления гривны. Похоже, в Национальном банке просчитали возможные риски, готовы и чувствуют силы и возможности купировать все отрицательные влияния.