Ремонт дорог, строительство стадионов: сколько стоят инфраструктурные проекты в мире и Украине
И целесообразно ли сейчас на них тратить деньги?
Речь идет прежде всего о том, что бросается в глаза: бесконечные ремонты дорог, которые в этом не нуждаются, строительство бассейнов, окрашивание деревьев в парках, восстановление зон отдыха в прифронтовых городах и т.д.
Как явная реакция на общественный резонанс в ВР даже зарегистрирован законопроект № 9565 который имеет целью запретить расходы из государственного и местных бюджетов на благоустройство населенных пунктов в период военного положения и ограничение верхнего предела заработной платы муниципальных чиновников.
Конечно, сравнивать расходы одной из самых бедных стран Европы, как Украина, и среднестатистической страны Евросоюза на инфраструктурные проекты и зарплаты чиновников не совсем корректно.
Однако на фоне перманентных скандалов, возникающих по поводу этих расходов Украины, интересно было бы иметь приблизительное представление, сколько, например, стоит километр дороги в Украине, а сколько – в Европе. Или во что обходится содержание депутата Верховной Рады Украины и депутата, например, Бундестага.
Больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.
Стоимость одного километра дорог в рамках программы «Большая стройка», по данным Forbes, в 2021 году составила 20,7 млн грн. Эта цифра средняя – она вытекает из того факта, что в предшествующем большой войне году на дорожные работы потратили 132 млрд грн, а отремонтировали 7 288 км дорог.
Наряду с этим Forbes приводит слова владельца одного из подрядчиков «Большой стройки» – компании «Автострада» – Максима Шкиля, утверждающего, что в 2023 году себестоимость дорожных работ выросла на 50%. Если его слова соответствуют действительности, стоимость одного километра отремонтированной дороги в нынешнем году составляет около 30 млн грн.
Если говорить о строительстве дороги «с нуля», а не о ремонте, хоть и капитальном, то, как заявлял в 2019 году тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян, километр дороги обходился в 1,5-2 млн евро.
К сожалению, более актуальных данных найти не удалось. Однако, если учитывать слова Шкиля о подорожании себестоимости работ и основных материалов, то можно предположить, что стоимость капитального строительства километра дороги в 2023 году составит 3 млн евро.
В то же время в США, по данным ARTBA (Американской ассоциации строителей дорог и транспорта), миля двухполосной дороги, построенная с нуля, стоит в среднем от 2-3 млн долл., а дороги из четырех полос – 4-6 млн долл.
Миля, как известно, составляет 1609 метра. То есть (хоть и с натяжкой), стоимость одного километра дороги в Украине соразмерна стоимости мили такой же дороги в США. И следует учитывать, что некоторые расходы в США намного выше – например, достаточно существенно отличаются зарплаты и налоги.
Что касается Европы, то средняя стоимость километра автострады в Болгарии составляет 3,1 млн евро, Сербии – 5,5 млн евро, в Румынии – 6,3 млн евро, а в Греции чуть больше 10 млн евро. Такие данные сообщил министр регионального развития Болгарии в 2018 году. Хотя они и несколько устаревшие, однако, учитывая стабильность в этих странах, их можно считать достаточно актуальными.
В то же время стоит напомнить слова экс-министра финансов Игоря Уманского о том, что на дорогах у нас разворовывается 40% средств, и ответ на это от «слуги народа» Александра Трухина, который назвал Уманского «алкоголиком». Что из этого соответствует действительности – неизвестно, но известно, что российские войска в 2022-2023 годах разрушили вдвое больше дорог, чем было построено и реконструировано в рамках «Большой стройки».
Среди расходов, которые всегда вызывают неоднозначную реакцию общества – содержание органов власти.
Что касается Верховной Рады, то эта цифра известна из проекта сметы Верховной Рады Украины на 2023 год. Общие расходы, согласно смете, определены в размере 2 млрд 612 млн 138 тыс. 300 грн. В пересчете на одного депутата (сейчас их насчитывается 403) это составляет 6 млн 481 тыс. 732,75 грн.
Однако, как мы понимаем, эти средства они на руки не получают: в указанную сумму входит все: как зарплата нардепа, так и туалетная бумага для туалета ВР. По данным УП, средняя выплата на одного депутата за январь 2023 года составила 48,8 тыс. грн.
Если сравнивать с самой богатой страной Европы, то депутат Бундестага получает 10 012,89 евро в месяц, из которых обязуется заплатить налоги. В настоящее время немецкий парламент насчитывает 736 депутатов, а его содержание стоит немецким налогоплательщикам почти миллиард евро. В гривнах это составляет около 40 млрд, то есть Верховная Рада «стоит» гораздо меньше.
Однако это сравнение однозначно не совсем корректно – как из-за разницы в уровнях жизни, так и из-за катастрофической разницы в эффективности деятельности законодательных органов обеих стран. Кроме того, вряд ли в парламентах европейских стран знают, что такое «конверты», регулярно получаемые депутатами ВРУ.
Еще одной популярной темой расходования средств является высадка деревьев. И которую, согласно вышеупомянутому законопроекту, тоже хотят существенно урезать. Относительно цен здесь что-либо говорить трудно – все зависит от конкретного региона, вида деревьев, объема работ и т.д.
Однако, если вспомнить так и не реализованную инициативу президента относительно миллиарда деревьев, то, по подсчетам экспертов, в 2021 году посадка одного дерева должна была стоить от 2 до 4 грн.
Впрочем, если речь идет об озеленении городов – а запретить собираются именно это – то здесь, например, в июле 2023 года власти Хмельницкого выделили более полумиллиона – 527 911 грн – на озеленение пяти улиц. Несмотря на то, что торги не состоялись, вряд ли речь шла о тысячах деревьев. То есть стоимость одного дерева однозначно должна составлять более 4 гривен.
В то же время международный фонд Arbor Day Foundation обещает высадить 20 млн деревьев за 20 млн долл., то есть одно дерево обойдется в один доллар.
Однако при оценке таких проектов следует учитывать как масштабность, так и то, что в городах, например, деревья высаживают либо коммунальщики, либо подрядные организации, несущие расходы также и на оплату труда, а в благотворительных организациях или фондах эти расходы обычно отсутствуют.
Здесь тоже сравнение будет недостаточно корректным, однако некоторое представление о ценах оно дает. Так, стадион имени Гагарина в Чернигове, разрушенный россиянами в марте прошлого года, планируется восстановить до 2027 года.
Сметная стоимость работ составляет 620 млн грн. По нынешнему курсу это около 15 млн евро.
Если взять в качестве примера строительство стадиона в Варне, которое велось в 2018 году, то оно стоило 38 млн евро. Однако стоит учитывать, что стадион в Варне строился с нуля, да и вмещает он вдвое больше зрителей, чем стадион в Чернигове, рассчитанный на 14 тыс. мест.
Кроме того, неизвестно, будут ли соблюдены до 2027 года параметры, заложенные в смете. Также стадион в Варне значительно более модерновый, с гораздо более развитой инфраструктурой и комфортом.
Корректно сравнить стоимость тех или иных проектов в Украине достаточно трудно, учитывая как очевидные факторы – разную стоимость материалов, себестоимость работ и размер оплаты труда и налогообложения, которые иногда отличаются кардинально, так и менталитет и уровень коррупции. Самым очевидным кажется пример с дорогами, где и технологии, и результат практически одинаков для всех стран.
Однако все эти примеры не дают однозначного ответа на целесообразность таких проектов в Украине. И не с точки зрения цены, особенно коррупционной составляющей в ее структуре. С точки зрения очевидной вещи: насколько долго продержится дорога, парк или стадион, восстановленный за бюджетные средства, до следующего ракетного или бомбового удара российской федерации.
Впрочем, в условиях острой фазы войны ответ на вопрос о целесообразности расходов на армию, а не озеленение или благоустройство, кажется весьма очевидным. Что вы думаете? Напишите в комментариях.