0 800 307 555
0 800 307 555

Декларирование имущества должностными лицами: как это работает в других странах

Примеры для Украины

Как известно, Верховная Рада 5 сентября оставила декларации депутатов и чиновников закрытыми от публичного доступа еще на год. На фоне постоянных коррупционных скандалов, которые лихорадят украинское общество со времен восстановления Независимости, а особую остроту приобрели во время большой войны, такое решение парламентариев не могло не иметь резонанса.
Оглавление

Ряд антикоррупционных организаций, очевидно, выражая мнение общества на этот счет, требует от Президента ветировать закон. Даже была зарегистрирована соответствующая петиция, за сутки набравшая более 60 тыс. голосов из 25 тыс. необходимых для рассмотрения.

Сделает это или нет Владимир Зеленский – увидим в ближайшие дни. Тем временем интересно узнать, как дело декларирования доходов государственных служащих налажено в ведущих демократиях мира, в частности США, Великобритании и странах Европы.

Еще больше актуальной информации – в нашем телеграм-канале. Также у нас есть страничка в Instagram.

Соединенные Штаты Америки

Именно в этой стране и зародилась идея декларирования доходов высшим руководством страны, к которым относятся как депутаты обеих палат парламента, так и президент, и целый ряд других чиновников.

Первую попытку сделали в 1965 году, когда тогдашний президент Линдон Джонсон издал указ, согласно которому высшие федеральные чиновники должны были отчитываться о своих доходах перед налоговыми органами.

В дальнейшем практику декларирования расширяли и совершенствовали, в 1977 году был принят Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса и Кодекс этического поведения членов Палаты представителей, в соответствии с которыми сенаторы, кандидаты в Сенат, члены Палаты представителей и еще целый ряд чиновников должны были подавать декларации о своем имуществе.

Система приобрела окончательный вид в 1978 году, когда был принят Закон «Об этике служащих государственных органов». С этого времени чиновники федерального уровня (США – федеративная страна) обязаны обнародовать отчеты о своих доходах.

В случае неподачи декларации или предоставления неправдивых сведений чиновнику, который должен подавать декларацию, грозит до одного года тюрьмы и финансовые санкции. Декларации в США непубличные, однако их тщательно контролирует налоговая служба, которой американцы, в отличие от украинцев, вполне доверяют.

Великобритания

Самая старая демократия мира обязала своих законодателей декларировать доходы примерно в то же время, что и США – в 1974 году.

Тогда был создан Реестр финансовых интересов, в котором члены Палаты общин (впоследствии это распространилось на Палату лордов, членов правительства и ряд других служащих. – Ред.) должны были задекларировать так называемые «финансовые интересы» в случае, если они превышали 1% от заработной платы. Список этих интересов несколько раз дополнялся и уточнялся. В частности, это происходило в 1996, 2002 и 2005 годах.

В Великобритании система декларирования является частью политики этических стандартов в государственном секторе, а не инструментом борьбы с коррупцией. Поэтому уголовная ответственность за неподачу деклараций не предусмотрена, однако система наказаний все же существует – «уклониста» наказывают фунтом: ему просто перестают платить заработную плату.

В стране, где государственные служащие привыкли жить за заработанные деньги, это достаточно ощутимый стимул для дисциплины. Декларации здесь открытые и находятся в постоянном публичном доступе на соответствующих сайтах.

Европа

Какого-либо общего правила, которое бы приводило декларирование в разных странах к единому знаменателю, нет, однако оно существует в большинстве устойчивых демократий.

Несколько отдельно здесь стоят Дания, Финляндия и Швеция, где чиновники декларируют свое состояние добровольно. Однако следует учитывать, что именно эти страны имеют один из самых высоких показателей доверия к власти и низкий уровень коррупции.

В целом же для стран-членов Евросоюза, точнее, для их чиновников, декларирование обязательно. Разница здесь в основном заключается в том, что не во всех странах эта информация публичная, и в категориях чиновников, которые должны подавать декларации, а также в том, какую именно информацию должен сообщить чиновник.

Например, в Германии особой обязанности подавать декларацию для чиновников нет, поскольку здесь это обязаны делать все налогоплательщики, независимо от статуса, в том случае, если человек получает, кроме заработной платы, еще и дополнительный доход. Если же доходы ограничиваются только зарплатой по основному месту работы, декларацию подавать не нужно ни простому дворнику, ни канцлеру.

Депутаты и государственные служащие, которых в Германии очень много (эта система достаточно сложная, однако к категории государственных служащих здесь относятся даже учителя), имеют от своей работы на государство настолько большие преференции, что очень редко рискуют наврать налоговым органам, поэтому в случае дополнительных заработков, если они не противоречат закону, декларации подают дисциплинированно.

Однако эти документы конфиденциальны и не находятся в публичном доступе. Публикуются сведения только о членах Бундестага, но и то в очень урезанном виде. За неподачу или неправдивость данных немец рискует потерять работу и все стимулы от государства, важнейшими среди которых являются льготное медицинское обслуживание и высокая пенсия. Кроме того, предусмотрены достаточно большие штрафы, поэтому нарушения в этой области в Германии – явление исключительно редкое.

В ментально и исторически близкой к нам Польше свое состояние обязаны декларировать большинство государственных служащих, которые выполняют функции государства и занимают ключевые должности как на национальном, так и на региональном уровнях. Например: члены правительства, депутаты, руководители центральных офисов, руководители местных органов власти.

Они декларируют также имущество своих ближайших родственников, как это было у нас до войны. Это также касается и одного из наших хоть и маленьких по размеру, но больших по силе поддержки союзников – Латвии.

Декларации находятся в публичном доступе, а за их неподачу или подачу ложных сведений предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В еще одной нашей преданной союзнице – Литве – ситуация схожая, однако здесь есть кое-что от британского опыта – декларируются как активы и доходы, так и частные интересы.

Обязанность их декларировать приняли в 1993 и 1996 годах соответственно, а касается как политиков, так и большинства государственных служащих. Данные относительно большинства из них публичные, исключения существуют только для некоторых категорий, например, для оперативных сотрудников полиции. Наказание за ложные сведения и неподачу деклараций также стандартное – штраф или уголовная ответственность. Причем последняя достаточно строгая – до восьми лет.

Похожая ситуация и в других странах Евросоюза, поскольку декларирование в них введено на основе Рекомендации Комитета Министров Совета Европы о кодексах поведения для публичных служащих, принятой в мае 2000 года.

Этим документом предлагалось на законодательном уровне закрепить обязанность должностных лиц декларировать при назначении на должность свое состояние, пределы своих интересов и их происхождение.

Положение о декларировании также является частью Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с коррупцией, которую Украина ратифицировала в октябре 2006 года. Первые же законы в старой Европе об обязанности декларировать свое состояние приняли Италия и Испания в 1982 году, еще задолго до этих рекомендаций, однако они, несомненно, были стимулом и примером для других.

В целом же требования по декларированию имущества, по данным Всемирного банка, существуют в 150 странах мира. В некоторых из них это, конечно, довольно формальная процедура, однако нас больше интересует ситуация в Европе, США и Великобритании, на которые равняются если не власти Украины, то, по крайней мере, большинство ее народа.

Что касается наказаний, то наиболее жестко среди демократических стран за неправдивые данные и неподачу деклараций наказывают в Сингапуре – здесь все имущество чиновника или политика, происхождение которого он не смог объяснить, просто конфискуют в пользу государства. Может, это и субъективно, однако этот метод кажется наиболее эффективным. При условии, конечно, если в стране господствует верховенство права, как это есть в Сингапуре.