Итоги 2021 и прогнозы на 2022: финкомпании и НБУ встретились на FinYear
Finance.ua побывал на на FinYear Outlines 2021 – итоговом мероприятии года для финкомпаний
Со входа чувствовалась торжественность события. Круглые столы, экибаны и праздничные гирлянды, печенья с новогодними предсказаниями, свечи и шампанское создавали неповторимую атмосферу уюта.
Каждого гостя радовали и новогодние подарки от платежного партнера мероприятия – компании EasyPay.
Подарки для каждого гостя FinYear Outlines 2021
Спонсором мероприятия выступала также единственная в Украине инкасаторская компания, лидер рынка в сфере предоставления услуг по инкассации для юридических лиц – «Сит Секьюрити».
В своем приветственном слове CEO и соучредитель компании Treeum Иван Евтушенко назвал три главных вывода 2021 года, а также спрогнозировал три ключевых тренда для финансового рынка на 2022 год.
Первый момент — вступление в силу нового закона О потребительском кредитовании. По мнению Евтушенко, закон возымел положительное влияние, ведь рынок растет, что подтверждают цифры: за первые три квартала 2021 года финкомпании выдали более 40 млрд грн кредитов, что уже на 300 млн грн больше, чем за весь прошлый год.
Второй факт, который выделил Евтушенко, — урегулирование коллекторской деятельности. По его словам, hard-collection теперь не так актуален, по крайней мере у добропорядочных компаний.
И третий вывод, который сделал Иван Евтушенко, — конкуренция между банками, необанками, финансовыми компаниями продолжает расти и набирать колоссальные обороты.
СEO и соучредитель компании Treeum Иван Евтушенко
«Все чаще МФО предлагают своим клиентам больше, чем просто кредиты до зарплаты, и фактически заходят на классическую банковскую территорию. Впрочем, и банки не отстают. Они начинают активно диджитализироваться, упрощают доступ к своим кредитным продуктам для новых клиентов», — пояснил он.
Что касается трендов грядущего года, то прежде всего CEO компании Treeum рассказал об эволюции финансового рынка. По его словам, в следующем году несколько МФО начнут трансформироваться в необанки, универсальные финтех-компании.
Иван Евтушенко убежден, что рост онлайнового кредитования продолжится. И он будет происходить не только в объемах, но и в продуктах и новых клиентских сегментах. В качестве примера он привел потребительское онлайн-кредитование, включая кредиты на доступные авто или ремонт квартиры.
И третий тренд — тотальный переход к мобильным приложениям.
«Уже все — и банки, и микрофинансовые компании будут пытаться удерживать и выстраивать более тесные отношения с клиентом и прилагать усилия, чтобы попасть в его смартфон», – резюмировал CEO компании Treeum Иван Евтушенко.
Сегодня на рынке финансовых услуг большая конкуренция. Если еще пять лет назад банкам приходилось конкурировать с другими банками, то сейчас их позиции поджимают микрофинансовые и финтех-компании.
Поэтому перед участниками рынка на повестке дня стоит борьба за своего клиента. И стратегии здесь применяют разные.
«Мы регулярно проводим глобальные опросы с применением нейромаркетинга, чтобы выявить глубинную потребность клиента. Также улучшаем customer journey (путь, который проходит клиент от возникновения потребности в товаре/услуге до момента покупки или превращения в фаната бренда. – Ред.). И когда мы строим внутри нашей компании процессы, всегда отталкиваемся от конечной ценности для клиента. Видимо, это и помогает удерживать и привлекать новых клиентов», — рассказал в ходе панельной дискуссии операционный директор Moneyveo Сергей Синченко.
COO Moneyveo Сергей Синченко
Председатель правления Юнекс Банка Иван Свитек говорит, что прежде всего нужно задать себе вопрос, почему клиент должен купить именно ваш продукт.
«Если это занимает больше, чем одно предложение, то не надо. У нас много гипотез, что клиенту нужно. Если эта гипотеза пройдет через тест здравого смысла и ее можно изложить одним предложением, то потом идем и тестируем идею», – отметил он.
Слева — направо: генеральный менеджер Lugera Ukraine Анастасия Шевченко; заместитель председателя правления Банка Форвард Андрей Прусов; соучредитель Treeum, продакт инвестиционного приложения Multi Invest Сергей Виндерских; основатель компании RiskTools и БКИ Online Денис Зикеев; директор по инновациям NovaPay Алексей Рубан; СОО Moneyveo Сергей Синченко; председатель правления Юнекс Банк Иван Свитек; куратор Банка Власний Рахунок Кристина Кармазина
А вот необанк «Власний Рахунок», который входит в состав Fozzy Group, использует эмоциональную составляющую.
«Fozzy Group называет своих клиентов гостями, и мы также. Нам очень нравится экономика впечатлений. Почему вы любите «Сильпо"? Почему вы любите гречневый багет? Это вкусно, красиво, эстетично. И вы получаете удовольствие от коммуникации, соприкосновения с этим брендом. То же самое мы сейчас настраиваем в банке», – объяснила куратор «Власного Рахунку» Кристина Кармазина.
Основатель компании RiskTools и БКИ Online Денис Зикеев предложил включить в бизнес-стратегию интуитивную составляющую.
«Она позволяет делать то, что вам хочется, и несмотря на законы логики, идея заработает. Так вы, во-первых, опережаете конкурентов, ведь они не могут предугадать такие ваши резкие движения. А также это создает интересный, полный энергии продукт. Поэтому нужен баланс между интуитивной составляющей и логической», – отметил он.
Основатель компании RiskTools и БКИ Online Денис Зикеев
Соучредитель Treeum, продакт инвестиционного приложения Multi Invest Сергей Виндерских поделился двумя стратегиями, которые применяют в его компании.
«Первое — это выбор. Мы стремимся показать клиенту разнообразие предложений, которые есть на рынке, и помочь выбрать то, что подойдет именно ему. Второе наше оружие — это знание нашего клиента. Речь идет не об общем профиле, а понимании того человека, который пришел к нам на сайт и сейчас выбирает себе финансовый продукт. И в момент, когда человек еще только делает выбор, мы часто уже о нем много знаем. С пониманием этого, мы можем помочь не только пользователю, а также и финансовой компании — встретиться с тем пользователем, который хорошо ей подходит», — рассказал Виндерских.
А вот директор по инновациям NovaPay Алексей Рубан убежден, что прежде всего нужно говорить о команде, ведь все инициативы нужно кому-то воплощать.
«На рынке за деньги можно найти специалистов разного уровня. Но сформировать внутри компании команду, которая будет жаждать все это реализовывать, не просто. Задача, которую мы у себя решаем, – формирование духа, единства, которое позволяет эти инициативы применять. В Украине идеи можно «занимать» за рубежом, но их имплементация – самое сложное», – объяснил Рубан.
В 2021 году на финансовом рынке произошло много позитивных изменений, поэтому на грядущий год участники возлагают большие надежды — рынку есть куда расти и развиваться.
Каким именно будет это развитие в 2022 году, прогнозировали участники дискуссии «Итоги года 2021: трансформация рынка по новым правилам игры».
«Надежды очень оптимистичны. Главное, чтобы волна COVID-19 поскорее прошла. Согласно моим ощущениям, PDL-рынок начнет делиться: где клиенты еще не научились, там будут учиться. А те клиенты, которые уже осведомлены, захотят другого продукта, иного сервиса. Финансовые компании, я не постесняюсь этих слов, создадут серьезную конкуренцию банкам», – отметил директор компании Credit7.ua Андрей Пшеничный.
По мнению замглавы НБУ Алексея Шабана, в грядущем году с рынка уйдут некоторые компании, а им на смену придут новые.
«Даже на такой конкурентный рынок, как рынок кредитования, смогут выйти очень мощные технологические игроки. Это действительно интересно, ведь новые технологии, идеи — всегда вызов для всех участников рынка. Национальный банк будет продолжать ужесточать требования по прозрачности и платежеспособности компаний — это объективный процесс», — сказал он.
Заместитель главы НБУ Алексей Шабан
В компании Visa ожидают имплементацию закона О платежных услугах. А это, в свою очередь, увеличит количество ее членов, убежден старший директор, глава департамента стратегических партнерств, финтеха и совместных проектов в Украине, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Visa Евгений Лисняк.
По его словам, бум обращений в Visa о получении лицензий будет в августе-сентябре 2022 года.
Дискуссия организована при поддержке экспертного payment партнера – компании EasyPay, которая на сегодняшний день является самым большим небанковский оператором финансовых услуг в Украине.
Слева — направо: директор Авентус Украина Владимир Довгаль; начальник управления защиты прав потребителей финансовых услуг НБУ Ольга Лобайчук; директор финтех-компаний CCloan и MisterCash Наталья Клевакина; старший директор, глава Департамента стратегических партнерств, финтеха и совместных проектов в Украине, странах СНГ и Юго-Восточной Европы Visa Евгений Лисняк; заместитель главы НБУ Алексей Шабан, директор компании Credit7.ua Андрей Пшеничный; президент ВАФК Алла Савьюк
«Второе, что я прогнозирую — рост роли небанковских институтов, прежде всего тех, у которых широкий доступ к клиентам: крупные маркетплейсы, крупные торговцы, мобильные операторы, почтовые операторы и т.д. Они будут предоставлять клиентам более широкий спектр услуг, а не ограничиваться тем, что есть. И, наконец, третье — это конкуренция продуктами. Уже недостаточно предоставить симпатичный дизайн и стандартные услуги управления картой. Это есть у всех, поэтому нужно ожидать появления новых продуктов. Например, рассрочка. Оно хоть и реализовано многими банками, но как независимый продукт рассрочка еще позиционирована, она еще не живет», – рассказал Евгений Лисняк.
Директор финтех-компаний CCloan и MisterCash Наталья Клевакина соглашается с мнением замглавы НБУ – финансовый рынок сбалансируется, и те компании, которые не хотят или не могут работать, уйдут или сольются с более крупными компаниями.
«Банк JPMorgan делает прогноз, что в 2022 году якобы закончится пандемия коронавируса. Дай Бог, чтобы это было так. В любом случае окончание или смягчение пандемии даст дополнительный толчок для развития, в частности, финансовых рынков. Мы в очень сильном ожидании вступления в силу закона о платежных системах, то есть новых возможностей для нас. Хотим предлагать клиентам новые продукты, услуги, коллаборации каких-то продуктов, которые бы были интересны клиентам», – отметила Клевакина.
Директор финтех-компаний CCloan и MisterCash Наталья Клевакина
Начальник управления защиты прав потребителей финансовых услуг НБУ Ольга Лобайчук напомнила, что уже с января вступают в силу новые требования регулятора к финансовым компаниям. Она надеется, что благодаря этому можно будет наконец сказать, что на финансовом рынке нет обманчивой практики.
«Я очень надеюсь, что при наших проверках, если мы и будем находить какие-то неточности, то они будут абсолютно точечные и у тех компаний, которые не хотят, не могут, не готовы выполнять требования регулятора. Лично мне хочется, чтобы, несмотря на то, какую финансовую услугу покупает наш потребитель — банковую или не банковую — мы бы не видели негатива на финансовом рынке, а только понимание и ответственное отношение к тому, что рынок регулируется», — сказала Лобайчук.
По словам директора Авентус Украина Владимира Довгаля, мы сейчас переживаем невероятные времена, на наших глазах буквально меняются технологии, которые еще 3-5 лет назад казались невероятными.
«Еще несколько лет назад никто из финкомпаний не знал, что такое биометрия, как по лицу можно идентифицировать клиента. Сейчас нас регулятор подтолкнул и теперь украинский рынок — один из самых прогрессивных в мире. А технологии, которые касаются speech to text, text to speech, роботов — три года назад это было ноу-хау. Сейчас роботы должны быть в любой нормальной системе телефонии, без них ее невозможно представить. Такие изменения будут происходить и в дальнейшем. Просто нужно в любой регуляции видеть возможность. Быть открытыми к изменениям, и тогда все удастся», — резюмировал дискуссию Довгаль.
Участники мероприятия также озвучили вероятные сценарии трансформации рынка финансовых услуг в 2022 году.
По словам директора компании Scorista Карины Дубовой, на предстоящий год можно прогнозировать активный рост микрокредитования.
«Трансформация небанковских организаций PDL & Installment – дополнительные продукты, увеличение суммы кредитования, платежные карты, приложения. Все это говорит о мобильности финансовых компаний.
Банки в отличие от МФО отстают в скорости внедрения новейших функций и оперативного взаимодействия с потребителем. Этот тип кредитования не так устойчив к значительным изменениям.
Поэтому нас ждет активное развитие в сторону финтеха. Мы в свою очередь, как современные технологии не отстаем от трендов и делаем все возможное для помощи в росте и развитии для наших клиентов микрокредитного бизнеса», – отметила она.
Deputy CEO компании Payforce Татьяна Николенко убеждена, что участники рынка, которые будут готовы к сотрудничеству в рамках предоставления финансовых услуг, однозначно будут в выигрыше:
«Банки, как бы ни наращивали IT-команды, не станут финтех-компаниями, но смогут открыть свои API и получить дополнительные выгоды от кооперации с финтехом. И этому всему будет однозначно способствовать скорый приход в Украину европейской директивы PSD2. Но к этому нужно готовиться уже сейчас, поскольку IT-трансформация существующих решений может занимать от 6 до 12 месяцев».
Директор ClonCredit Николай Рохманийко прогнозирует рост спроса на среднесрочное кредитование (от 60 дней до 12 месяцев). Также, по его словам, компании будут модифицировать свои продукты, чтобы отвечать запросам клиентов.
«Простота и инновационность услуг, развитие современных технологий позволяет экономить время как компании, так и пользователя. Следует внимательно относиться к деталям предлагаемых продуктов и еще больше понимать своих клиентов для постоянного развития», – рассказал Рохманийко.
Несмотря на пандемию COVID-19 и новые законодательные требования, 2021 год был весьма успешным для финансового рынка. 2022-й ожидаемо будет не хуже, по крайней мере именно на таком мнении сходятся как представители бизнеса, так и НБУ.
Новые же потребности клиентов будут заставлять банки и финансовые компании расширять свои продукты и облегчать к ним доступ, в частности через запуск мобильных приложений, обновление онлайновых систем.
Регулятор, со своей стороны, продолжит создавать условия для честной конкуренции и правила понятной игры для всех, кто в этом заинтересован.
Грядущий год должен вывести финансовый рынок на новый, более технологичный уровень развития.
Что ж, уже скоро мы сможем проверить эти прогнозы. Оставайтесь с Finance.ua, ведь мы одними из первых сообщаем о новостях финансового рынка, которые часто проверяем на собственном опыте.
И в завершение насыщенного информационного дня на FinYear Outlines 2021 состоялась торжественная церемония награждения финансовых компаний от CPA-сети SalesDoubler.
- Звание «Самый медийный оффер» получила компания, рекламу которой, пожалуй, видели все. Как говорится: «Сначала компания работает на медийность, потом медийность работает на нее». Лучше всех в этом удалось преуспеть компании CCloan.
- Хоть Пандемия, хоть Буря в пустыни. С этой компанией ничего не случится. Каждый веб-мастер знает, что даже в самые сложные времена можно ей доверять. Самый надежный оффер заслуженно достался компании Credit7.
- Каждый веб-мастер начинал свою деятельность с какого-то оффера. Но именно от первого опыта зачастую зависело оставался ли веб-мастер в профессии или нет. Лучшим стартом для начинающих веб-мастеров признано предложение от Moneyveo.
- Часто человек ищет компанию, которая создает благоприятные условия, балует акциями и подарками. Многие веб-мастера все это находят в компании Zecredit, которая выиграла в номинации – «самая лояльная партнерская программа».
- «Рекордсмен по кликам» – номинация, которая вручается за умение привлечь внимание и создать первое впечатление. По данным объективной статистики компании SalesDoubler первенство досталось CreditPlus.
- Самой динамично развивающейся компанией и настоящим прорывом стала в этом году компания KUMO.
- У каждого вебмастера имеется свой портфель. Кто-то выбирает один оффер, кто-то несколько… Но одна компания встречается в портфелях веб-мастеров чаще всего. Самый популярный оффер среди веб-мастеров и победа в номинации досталась компании AlexCredit.
- Приятно, когда есть рекламодатель, который о тебе заботится, помогает веб-мастерам быть более точными в текстах и месседжах. И кроме того постоянно отслеживает и корректируют рекламное предложение. Поэтому в номинации лучший маркетинг победила компания Манифою.
- Всегда легче идти проторенными тропами. Но кто-то должен быть первопроходцем и предлагать рынку что-то новое. В этом году интересный тренд и новаторство веб-мастеры отметили у компании CreditKasa.
- Команда, которая работает как машина. У нее отлажены все процессы, как в швейцарских часах. Трудолюбивая, точная, без сбоев. Одним словом «Швейцарский Механизм». И такой признана компания E-groshi.
Итак, итоги года подведены. А значит есть повод и время немного расслабится, поздравить друг друга с наступающим Новым годом.
Хочется отметить, что благодаря невероятным организаторским умениям компании SalesDoubler в этом году на FinYear afterparty это удалось сделать самым душевным образом.
Полный фото-отчет – по ссылке.